Администрация муниципального образования «Бузулукский район» Оренбургской области

Оренбургская природоохранная межрайонная прокуратура разъясняет положения законодательства

19

Верховным Судом Российской Федерации даны разъяснения в каких случаях рубка лесных насаждений признается незаконной

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2022 № 38 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам» внесены изменения в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012т№ 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Разъяснено, что под рубкой лесных насаждений и (или) не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, первичную обработку и (или) хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов (например, хлыстов, сортиментов).

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный в договоре аренды лесного участка, договоре купли-продажи лесных насаждений, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки, либо с нарушением установленного срока начала рубки.

Незаконной является также рубка, осуществляемая на основании представленных в органы, принимающие решение о возможности проведения рубки, заведомо для виновного подложных документов на использование лесов.

При этом договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у него отсутствуют необходимые документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо такой вид и (или) форма рубки не предусмотрены указанными документами.

Незаконной признается и рубка лесных насаждений, произрастающих в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляемая правообладателями земельных участков (например, арендаторами, пользователями) при отсутствии утвержденного в установленном порядке проекта культуртехнической мелиорации (за исключением случаев, когда рубка лесных насаждений осуществляется на основании проекта освоения лесов), а также с нарушением запретов и ограничений на рубку, установленных законодательством.

Также разъяснено, что не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, используемых для ведения сельскохозяйственного производства и связанных с ним целей (за исключением мелиоративных защитных лесных насаждений), произрастающие на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесных питомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами.

Также не относятся к предмету преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, лесные насаждения, определенные для рубки в соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений, договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов, если их рубка произведена лицом, у которого отсутствуют необходимые для этого документы. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение чужого имущества.

Включение земель лесного фонда в границы населенных пунктов.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22.09.2023 № 45-П проверена конституционность частей 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Собрания депутатов Кыштымского городского округа Челябинской области». Указанные положения признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд отметил, что проект генерального плана муниципального образования в части включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда не считается согласованным до тех пор, пока главой муниципального образования не будет получено заключение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, содержащее положение о согласии с этим проектом, либо в согласительном или в судебном порядке не будет разрешен вопрос о необоснованности несогласия федерального органа исполнительной власти с этим проектом; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан направить главе муниципального образования заключение, содержащее положения о согласии с этим проектом или несогласии с ним с обоснованием причин такого решения, в установленный законом срок, а глава муниципального образования вправе требовать его предоставления, в том числе оспаривая в судебном порядке бездействие федерального органа исполнительной власти, участвующего в процедуре согласования.

Положения Градостроительного кодекса Российской Федерации не исключают возможности в случае несоблюдения требования о таком согласовании признать в судебном порядке решение представительного органа муниципального образования об утверждении генерального плана не действующим в части включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда.

Суд должен разрешать вопрос о неправомерности утверждения генерального плана в части включения земель (земельных участков из земель) лесного фонда в границы населенного пункта вариативно в отношении отдельных таких территорий на основе баланса права на благоприятную окружающую среду и правомочий Российской Федерации в сфере организации рационального использования лесов, с одной стороны, и прав частных лиц, включая право частной собственности, право на осуществление предпринимательской деятельности, право на жилище, а также потребностей социально-экономического развития муниципального образования (и конкретного населенного пункта), с другой стороны, при соблюдении нормативных требований к границам населенных пунктов.

Данное в настоящем Постановлении конституционное истолкование не распространяется автоматически на решение вопроса о форме и порядке согласования при утверждении документов территориального планирования в других аспектах, кроме связанных с землями лесного фонда.

Ответственность за безлицензионное пользование недрами или с нарушением условий, предусмотренных лицензией 

В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах» (далее – Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем определенных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу и т.д.

Статьей 49 Закона о недрах установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность. Привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Статьей 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушения при использовании недр. За пользование недрами без лицензии в соответствии с частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрен штраф на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей. За пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта нарушения ( часть 2 статьи 7.3 КоАП РФ) предусмотрен штраф на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Нарушения правил охраны и использования недр, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, образуют состав преступления, предусмотренного статьёй 255 Уголовного кодекса Российской Федерации. Максимальное наказание по части первой указанной статьи - исправительные работы на срок до двух лет. Если осуществление предпринимательской деятельности без лицензии причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, эти действия квалифицируются по статье 171 Уголовного кодекса Российской Федерации. Отягчают наказание действия, совершённые организованной группой, а также сопряжённые с извлечением дохода в особо крупном размере. В этом случае максимальное наказание - лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Упрощен порядок заключения договоров водопользования

С 1 сентября 2023 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 № 274 «О порядке подготовки и заключения договора водопользования, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Так, граждане, индивидуальные предприниматели, организации, осуществляющие деятельность в сфере судоремонта, детского отдыха и санаторно-курортного лечения, а также реализующие проекты в сфере гидроэнергетики смогут быстрее заключить договоры водопользования, для которых не нужно проведение аукциона, сроки предоставления этой госуслуги сокращены с 30 календарных дней до 15 рабочих дней. Новыми правилами также предусмотрена возможность согласования условий водопользования и подготовки разрешительных документов в электронном виде, сокращен перечень документов, предоставляемых заявителем для оказания государственной услуги, если заявление о предоставлении водного объекта в пользование направляется в форме электронного документа с использованием единого или регионального портала госуслуг, а также ведомственных информационных систем.

 Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия и боеприпасов 

Среди всех видов преступлений, ответственность за совершение которых предусмотрена действующим уголовным законодательством Российской Федерации, особое место занимает незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Согласно статистическим данным МВД России и ФСБ России фиксируется рост нелегального распространения огнестрельного оружия, изготовленного путем переделки из гражданского оружия: сигнального, газового, ограниченного поражения, списанного (охолощенного или учебного). Более 60 процентов изъятого в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий оружия является гражданским, переоборудованным в боевые аналоги.

Анализ поступающей информации свидетельствует об образовании новой устойчивой методики обезличенного, массового и неконтролируемого распространения предметов вооружения по всей территории Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), что представляет потенциальную угрозу национальной безопасности. Практически 70 процентов зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, совершено с использованием ресурсов сети «Интернет»», что обусловлено возможностью дистанционно и анонимно координировать незаконные операции, в том числе из-за рубежа.

В этой связи Федеральным законом от 01.07.2021 № 281-ФЗ существенно усилены меры наказания, предусмотренные статьями 222, 222.1, 223 и 223.1 УК РФ, целью чего является оказание превентивного воздействия на потенциальных преступников, сократить число подпольных мастерских по изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств и, как следствие, минимизировать их поступление в незаконный оборот.

Более того, при совершении указанных преступлений использование сети «Интернет» установлен как квалифицирующий признак.

Наказание за незаконное приобретение, передачу, хранение, перевозку, пересылку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему с использованием сети «Интернет» предусмотрено до 10 лет лишения свободы.

За те же действия в отношении крупнокалиберного огнестрельного оружия (вышеуказанным законом введена дополнительная статья 222.2 «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему») – до 10 лет лишения свободы.

Уже за сбыт указанных предметов с использованием сети «Интернет» - до 12 лет лишения свободы.

За сбыт крупнокалиберного огнестрельного оружия с использованием сети «Интернет» - до 10 лет лишения свободы.

Наказание за приобретение, передачу, хранение, перевозку, пересылку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств с использованием сети «Интернет» предусмотрено до 12 лет лишения свободы.

Уже за сбыт указанных предметов с использованием сети «Интернет» - до 15 лет лишения свободы.

Необходимо отметить, что состав преступления в форме сбыта, ранее присутствовавший в части 1 статьи 222 и части 1 статьи 222.1 УК РФ, выделен в отдельную часть 2 указанных статей и квалифицируется как тяжкое и особо тяжкое преступление соответственно. Наказание увеличено вдвое, с 4 до 8 лет лишения свободы в первом случае, и с 5 до 11 лет во втором случае.

Значительно увеличены сроки наказания и выделены в отдельные части по составам преступлений в форме «группой лиц по предварительному сговору», «сбыт, совершенный группой лиц по предварительному сговору», «организованной группой», «сбыт, совершенный организованной группой».

К примеру, наказание за незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств, совершенное группой лиц по предварительному сговору, предусмотренное частью 2 статьи 223.1 УК РФ, увеличено с 8 до 15 лет лишения свободы, за то же самое деяние, совершенное организованной группой, предусмотренное частью 3 статьи 223.1 УК РФ, увеличено с 12 до 20 лет лишения свободы.

Кроме того, следует обратить внимание на внесенные вышеуказанным законом изменения в часть 4 статьи 222 УК РФ.

Установлена уголовная ответственность не только за незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия, но и за незаконный сбыт его основных частей и патронов к нему (за исключением механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами), а также пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж, чего ранее не было.

Наказание за подобное деяние, предусмотренное частью 7 статьи 222 УК РФ, увеличилось с 2 до 4 лет лишение свободы.

При обнаружении (находке) огнестрельного оружия, его составных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и тем более взрывных устройств, органы прокуратуры категорически не рекомендуют прикасаться к ним либо самостоятельно изымать их из места обнаружения. Находка может представлять опасность для жизни и здоровья, кроме того, обнаружение таких предметов у гражданина, может явиться основанием для привлечения его к уголовной ответственности по вышеперечисленным статьям Уголовного кодекса РФ.

В исследуемом случае необходимо незамедлительно вызвать на место обнаружения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ либо взрывных устройств сотрудников правоохранительных органов для надлежащего изъятия, обезвреживания (при необходимости) и документирования данного факта.

 

Сокращены сроки согласования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности

Вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3.5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», которыми сокращены сроки согласования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Так, с 30 до 20 дней сокращен срок рассмотрения уполномоченными органами поступивших от граждан и юридических лиц заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков и о предоставлении земельных участков.

Также с 45 до 35 дней сокращен срок принятия решения, если схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию.

Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в случае обнаружения пожара на земельном участке, используемом для сельскохозяйственного производства, немедленно уведомить пожарную охрану и оказывать ей содействие при тушении пожара на данном земельном участке.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере обращения с отходами

Гражданско-правовая ответственность заключается в обязанности возмещения вреда окружающей среде, имуществу органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, здоровью и имуществу физических лиц, причиненного вследствие нарушения правил обращения с данными отходами.

Статьи 1068, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают гражданско-правовую ответственность физических и юридических лиц вследствие причинения вреда, в том числе и в результате обращения с отходами.

К работникам, которые допустили неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них трудовых обязанностей в области обращения с отходами работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Необходимо отметить, что привлечение к ответственности не освобождает виновное лицо от обязанности устранить допущенные нарушения требований в области обращения с отходами.

Ответственность по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ за нарушения при принятии заявок на участие в аукционе в сфере закупок

Статьей 19.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Состав данного правонарушения образуют незаконные передача, предложение или обещание денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав, которое дается от имени или в интересах юридического лица, и поступает должностному лицу, иному лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации. В свою очередь эти действия обусловлены совершением со стороны должностного лица какого-либо действия (или бездействия), связанного с занимаемым им служебным положением, в интересах юридического лица.

Административное наказание за обозначенные действия предусмотрено в виде административного штрафа.

Другим юридически значимым последствием для организаций, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, является двухлетний запрет на участие в закупках для государственных и муниципальных нужд, установленный статьей 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Информация о юридических лицах, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, отражается в Едином реестре участников закупок (https://zakupki.gov.ru) и является доступной для широкого круга лиц.

Оператор электронной площадки самостоятельно должен проверять участника закупки на привлечение к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ и передавать данные сведения заказчику.

В случае допуска к участию в закупке лица, привлеченного к административной ответственности по названной статье, лица, допустившие заявку данного участника, подлежат административной ответственности по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения

Действующим законодательством предусмотрен особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным ст. 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, и на основании рекомендации указанной комиссии.

Порядок проведения проверки регламентирован Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

За несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции,  налагаются следующие взыскания:

- замечание;

- выговор;

- предупреждение о неполном должностном соответствии.

Кроме того, ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предусмотрен особый вид дисциплинарной ответственности - увольнение в связи с утратой доверия.

Законодательством предусмотрен и особый срок для привлечения виновных государственных служащих к ответственности.

В силу ст. 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе» взыскания, предусмотренные за коррупционные правонарушения, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

С 2012 года в целях противодействия коррупции, предупреждения коррупционных проявлений и борьбы с ними на работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, также распространены определенные ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.

За нарушение установленных антикоррупционных стандартов работники названных организаций также привлекаются к ответственности.

Помимо дисциплинарных взысканий, предусмотренных ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям), за невыполнение антикоррупционных стандартов предусмотрено специальное основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

В силу п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

По общему правилу дисциплинарное взыскание за коррупционное правонарушение считается снятым по истечении одного года со дня применения взыскания, если не имели место иные дисциплинарные взыскания как за коррупционные проступки, так и за иные дисциплинарные проступки, однако исключением является увольнение в связи с утратой доверия. В соответствии с ч. 3 ст. 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе», ст. 15 Федерального закона «О противодействии коррупции» сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе должны быть размещены в сети Интернет

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613 на официальных сайтах размещаются и общероссийским средствам массовой информации предоставляются для опубликования следующие сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих (работников), замещающих должности, замещение которых влечет за собой размещение таких сведений, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей:

а) перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему (работнику), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из таких объектов;

б) перечень транспортных средств с указанием вида и марки, принадлежащих на праве собственности служащему (работнику), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям;

в) декларированный годовой доход служащего (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

г) сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, если общая сумма таких сделок (сумма такой сделки) превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Средства массовой информации вправе в течение семи рабочих дней получить вышеуказанные сведения, если запрашиваемые сведения отсутствуют на официальном сайте.

Запрещается размещать в сети Интернет персональные данные членов семьи служащего (работника); данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации служащего (работника) и членов его семьи; данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему (работнику) и членам его семьи; а также охраняемые законом сведения.