Некачественные юридические услуги
Некачественные юридические услуги
Анализ жалоб показывает, что рынок насыщен недобросовестными практиками, среди которых:
· Завышенная стоимость услуг;
· Навязывание услуг;
· Юридические услуги оказывают явно не профессионалы;
· Договор на оказание услуг исполняется формально;
· Исполнители услуг препятствуют расторжению договора и возврату денег;
· Реклама содержит обманную информацию о том, что услуги оказываются бесплатно;
· Гарантируется результат независимо от сложности вопроса;
· Применяются «серые» схемы оплаты;
· Склонение уязвимых категорий граждан к подписанию договора на оказание дорогостоящих услуг.
Суть многих обращений сводится не просто к жалобам на качество юридических услуг. Отмечается «паразитический» характер деятельности многих организаций, не преследующих цели реального оказания юридических услуг.
Широко применяется практика, когда в офисах юридических компаний заключаются кредитные договоры с потребителями. При этом, потребителя перед приходом на личную консультацию просят брать с собой паспорт, и прочие документы.
Договоры содержат незаконные защитные оговорки от расторжения и возврата денег (потребителю дают понять, что услуги оказаны, и денежные средства возвращены не будут).
Широко применяются серые схемы оплаты (на карту физического лица), потребителю отказывают в выдаче документов, подтверждающих факт оплаты услуг; прием платы за услуги на банковскую карту физического лица.
Навязывание дополнительных платных услуг, например, подготовка одновременно претензии, искового заявления в адрес продавца (исполнителя) без получения результата по добровольному рассмотрению претензии или подготовка жалоб в контрольные (надзорные) органы при нарушении имущественных прав потребителя.
Часто жертвами недобросовестных компаний, оказывающих юридические услуги, становятся социально уязвимые категории граждан, в том числе пожилые люди, которые в силу возраста и отсутствия специальных познаний не имеют возможности оценить необходимый объем и адекватную стоимость услуг.
В этой связи обращаем внимание потребителей на ряд простых и эффективных рекомендаций.
Прежде чем заключать договор на оказание юридических услуг, необходимо изучить информацию об исполнителе:
Сведения об исполнителе юридических услуг должны быть доведены до потребителя в наглядном и доступном месте, а также содержаться в договоре.
· Ознакомьтесь с отзывами клиентов, которые могут быть размещены, в том числе в Интернете, а также со стоимостью предлагаемых услуг и ценой аналогичных услуг у других лиц или организаций.
· Внимательно изучите предмет и условия договора, сроки его исполнения.
· Если в договоре описаны только услуги такие как «составление проекта жалобы» или «составление претензии» в многочисленные государственные органы исполнительной власти, то это означает оплату только за эти документы.
· Вместе с тем, образцы жалобы или претензии можно скачать в Интернете или оформить самостоятельно.
·Откажитесь от подписания акта выполненных работ в момент заключения договора на оказание юридических услуг.
Обратите внимание на навязчивое предложение заключить договор на оказание юридических услуг. В таких случаях до граждан доводится заведомо ложная информация, например, о том, что они якобы получают выплаты не в том объеме, которые по закону положены им от государства и в этой связи предлагается составить заявления в органы государственной власти.
На практике каждый гражданин РФ вправе на бесплатной основе обращаться в письменной форме в государственные органы по возникшим проблемам.
Кроме этого, стоит задуматься над предложением лиц, оказывающих юридические услуги, получить кредит или займ для оплаты этих услуг, а также над обещаниями выиграть дело, после которого все потраченные клиентом на оплату юридических услуг деньги, будут возвращены.
Если исполнитель не предоставляет клиенту возможности ознакомиться с условиями договора или не позволяет сделать копию документа, не дает необходимых разъяснений, в этом случае договор лучше не заключать.
Даже если вы подписали такой договор и внесли часть суммы, вы имеете право отказаться от исполнения договора и заявить требование о возврате уплаченных денежных средств.
Важно помнить, что согласно ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» при отказе от услуги потребитель обязан оплатить исполнителю фактически понесенные расходы, связанные с выполнением обязательств по договору. Обратите внимание, что фактические расходы должны быть подтверждены соответствующими документами (например, подано исковое заявление в суд или предоставлен документ, подтверждающий выезд юриста в судебные органы и др.).
При неудовлетворении требования потребителя о возврате уплаченных денежных средств, спор может быть разрешен только в судебном порядке.